Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

20 октября Владимир Путин упразднил Ростуризм, который был главным разработчиком и оператором национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Видимо, так президент откликнулся на жалобу губернатора Приморья Кожемяко во время последнего ВЭФ во Владивостоке про неразбериху с «двумя окнами» в туристическом нацпроекте. Теперь осталось одно окно — главным оператором нацпроекта станет отраслевой институт развития «Туризм.рф».

«Туризм.рф» отличается от Ростуризма тем, что де-факто является отраслевым центром сборки новых туристических кластеров: определяет перспективные территории, выступает заказчиком мастер-планов, соинвестирует в проекты до 49%, помогает инвесторам с согласованиями в регионах и организацией финансирования по льготной ставке, обеспечивает бюджетное финансирование обеспечивающей инфраструктуры для курортов. Только на эти цели до конца 2025 в рамках нацпроекта российский бюджет инвестирует до 175 млрд руб. в развитие туристической инфраструктуры.

Первый и один из главных показателей проекта — увеличение номерного фонда. 25 октября вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий нацпроект по туризму, заявил о стремлении увеличить классифицированный номерной фонд на 50% с 608 тыс номеров до 909 тыс к 2030 году. Чего вице-премьер не говорит, как эти гостиницы будут загружаться туристами.

www.adv.rbc.ru

Дело в том, что гостиницы не формируют туристический спрос, а обслуживают его. Спрос формируют объекты туристического внимания, так называемые магниты. Если не будет магнитов, не будет потока, а значит и ни загрузки гостиниц, ни окупаемости инвестиций в гостиницы и инфраструктуру.

Посмотрите на данные Росстата и Building.ru. С 2014 по 2021 годы номерной фонд средств коллективного размещения вырос на 53% с 670 тыс до 1027 тыс. Выросла загрузка гостиниц на 53%? Нет!

С 2014 по 2021 год загрузка номера уменьшилась с 65,9 человек на номер до 64,8. В пике в 2019 году загрузка была 76,6 человек в год, рост составил всего 16%. Как видно, загрузка гостиниц отстает от темпов прироста гостиничного фонда.

Поэтому необходимо стимулировать создание магнитов, ради которых россияне сорвутся с места и отправятся в путешествие. Авторам нацпроекта следует добавить в нацпроект целевые показатели по загрузке гостиниц и емкости магнитов. Например, в курорте «Завидово», который финансируют институты развития «Туризм.рф» и ВЭБ.рф, рядом с гостиницами предусмотрено строительство всесезонного магнита — крытого аквапарка емкостью 9 тыс. гостей в день.

Необходимо распространить на магниты стимулы, созданные для гостиниц (льгота по кредитной ставке и отмена НДС), отменив привязку магнитов к строительству гостиниц. Сейчас магниты могут претендовать на стимулы, если вместе с ними строится гостиница от 120 номеров, что увеличивает инвестиции в магниты на 1-1,5 млрд. Зачастую магниты появляются рядом с недозагруженными гостиницами.

Еще один пример: планируется строительство парка дикой природы рядом с курортом «Азимут Переславль» (430 номеров), где годовая загрузка не дотягивает до 30%, ежегодный убыток владельца (ВЭБ.РФ) более 250 млн руб. Парк дикой природы повысит загрузку «Азимут Переславль» минимум до 65-70% и избавит ВЭБ от операционных убытков.

О каких магнитах идет речь?

Мы все знаем про отдых на море, где важны теплое море и пляж, про горы, где важны подъемники и трассы, про санатории рядом с минеральными источниками. Но много ли городов в России расположены рядом с теплым морем, высокими горами и минеральными источниками? Немного. А что делать жителям этих городов в выходные, в средний и низкий сезоны?

Для развития туризма вокруг крупных городов необходимо развивать познавательный и развлекательный туризм, в том числе создавать современные тематические парки: исторический, этнографический, фольклорный, гастрономический и научно-технический парки, парк дикой природы, развлекательный парк с аттракционами, аквапарк и многие другие. Создание этих парков обеспечит горожан интересным всесезонным отдыхом за городом, загрузит гостиницы и частные гостевые дома, вдохнет жизнь в малые города рядом с крупными.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Об авторе

Петр Шура владелец ПОШ Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть